Дух спорта
 



8 (495) 669-00-39
8 (800) 555-07-19
Часы работы:
с 06:00 до 22:00


«Дух спорта» рекомендует:

Коротков
Руслан Вячеславович
тренер по латиноамериканским танцам, спортивным танцам А-класс, европейская программа (St, 2011 ...

Мамыкина
Сусанна Цолаковна
тренер по ЛФК, массажист Опыт работы массажистом в частном порядке – с 2004 года. Образование: ...

Скрипко
Ирина Геннадьевна
бодифлекс, ЛФК, пилатес, ОФП Мастер спорта по художественной гимнастике. Персональный тренер категории ...

Беляева
Ирина Максимовна
латиноамериканские танцы, спортивные танцы, хореограф Действующий танцор «S»-класса, европейская ...

Дюпина
Людмила Геннадьевна
аэробика, бодифлекс, ЛФК, массажист Руководитель балетной студии, студии танца ...

Данилюк
Андрей Владимирович
тренер по боксу, ОФП Кандидат в мастера спорта по боксу (1994 г.). Судья международной категории.  ...

Кладова
Екатерина Владимировна
тренер по йоге Образование: Высшая школа психологии (институт), специальность – психология, ...

Галимуллин
Александр Александрович
кроссфит, ОФП, фитнес, беговые лыжи Мастер спорта по лыжным гонкам (1983 г.).  ...



Библиотека «Дух спорта»Единоборства → Самооборона «ЧОЙ». Стиль Мастера У Таунг Дина
Лучшие тренеры Москвы

Сильченко
Александр Петрович
тренер по самообороне 5 дан системы боевых единоборств «Десять лепестков» (г. Москва, 2015 г.).  ...

Панфёров
Виктор Никитович
ушу, ЛФК, тайцзицюань, цигун Занимается цигуном, тайцзицюань «Ян», багуачжан «Чэн» с 1999 года. Окончил ...

Пучкин
Геннадий Анатольевич
массажист, ОФП, тайцзицюань, цигун Занимается тайцзицюань с 1986 года, цигун ...

Беляева
Наталья Юрьевна
йога, ЛФК, массажист, пилатес III ступень Чжунь Юань цигун (2007 г.). 3 место на 5 чемпионате России ...


Самооборона «ЧОЙ». Стиль Мастера У Таунг Дина

Статья написана специально для сайта www.sportsp.ru

Краткая история Школы «ЧОЙ». Бирманские корни Школы

В России школа «ЧОЙ» известна с 1971 года, когда Герман Васильевич Попов вернулся из далекой и экзотической Бирмы, где он несколько лет работал в советском консульстве.

Мастер У Таунг Дин

Мьянма, точнее Республиканский Союз Мьянма (до 1989 года Бирма), это небольшое государство в Юго-Восточной Азии, в северо-западной части полуострова Индокитай. Омывается на западе Бенгальским заливом, на юге — Андаманским морем. Этнически очень пестрая страна, в ней проживает более ста народностей. Предки титульной нации (собственно, бирманцы) впервые появились на этих землях еще в VII веке. Китайцы называли их «западные цянь». Они сначала отступили от китайцев в северо-восточный Тибет, а затем отправились к югу. Само название этого народа — мранма (откуда и происходит нынешнее название Бирмы — Мьянма). Мранма без проблем вступили в северные части Бирмы, а с средины IX в. отдельные отряды мранма начали покидать горы и спускаться в бирманские долины. Бирманцы быстро освоили новые земли, начали создавать свою государственность, местное население частично было ассимилировано, однако многие племена, особенно горные, оказали яростное сопротивление. С тех пор в Бирме не прекращаются гражданские войны. Практически история Мьянмы — это непрерывные междоусобные и межэтнические сражения, борьба за независимость с внешними завоевателями и — если ситуация позволяет, то они и сами рады куда-нибудь вторгнуться, например в соседний Сиам (Таиланд). Только в последние годы правительственным войскам удалось создать относительный порядок. Однако события последних лет свидетельствуют о том, что не так все спокойно в Мьянмарском Союзе.

Бытует представление о том, что в бытность монгольских завоеваний Россия и Бирма входили в состав единого государства под началом внуков Чингисхана. Как бы там ни было, хан Хубилай действительно пытался подчинить бирманские земли, но ничего стоящего у него не получилось. Какое-то время северные племена платили формальную дань, однако попытки призвать к порядку народы тогдашней Бирмы окончились для монгольских властей вместе с их китайскими вассалами полным провалом.

Вот в таком бурлящем котле зарождался и оттачивался боевой дух и мастерство воинов рода Динов. На северо-западе — Индия, где, собственно, и зародились боевые искусства, точнее то, что принято называть восточными боевыми единоборствами. На северо-востоке — могучий Китай, где воинские искусства получили небывалое развитие. На востоке — воинственный Сиам (Таиланд). Неизбежно народы, населяющие Бирму, испытывали влияние окружавших ее неспокойных соседей. Однако, чтобы противостоять вероломным замыслам непоседливых правителей из сопредельных территорий, недостаточно было перенимать чужеземные изобретения, нужно было активно разрабатывать и развивать свои боевые традиции.

Первые упоминания о Семейной бирманской Школе боевых искусств рода Динов относятся к IX веку. Основателями Школы являются предки Динов, исторически проживавшие в районе Шанского нагорья у озера Инле, в северной части Бирмы. Мужчины рода Динов традиционно служили воинами и телохранителями у князей и императоров.

Суть Школы рода Динов можно определить как путь выживания бирманских воинов. Именно выживания, а не смерти. Главной задачей для адептов Школы было не умереть, а выжить и победить в борьбе.

В Школе никогда не приветствовались спортивные поединки, как не имеющие отношения к главной цели воинского искусства. Отрицательное отношение к спортивным поединкам объясняется тем, что техника начинает утрачивать свои стилевые особенности. Ученикам разрешалось участвовать только в контактных поединках без ограничения правил. Это давало возможность применения более полного арсенала техники и воспитывало настоящий бойцовский дух.

В результате таких принципов Школа долгое время оставалась известной только узкому кругу специалистов, хранящей свою самобытность и свой собственный семейный секрет.

Основателем школы в ее современном виде является Мастер У Таунг Дин (1930-1996 гг.). Его отец У Ба Дин служил телохранителем у Шанского принца. В пятилетнем возрасте, согласно семейной традиции, У Таунг Дин принял посвящение на путь воина. До пятнадцатилетнего возраста юный У Таунг Дин тренировался под руководством своего дяди.

По настоянию своего деда молодой У Таунг Дин получил начальное образование в учебном заведении при Католическом Братстве. Там он познакомился с техникой английского бокса и дзюдо. Затем последовали напряженные тренировки с учителями из Индии. Мастера Абдул Рейзак и Ниана Муту (Abdul Rasak & Niana Mutu) обучали У Таунг Дина на редкость эффективным индийским системам «Гонта», «Шила» и «Манчжура», а также уникальным древним индийским техникам «врачевания».

После, под руководством Учителей — Кхон Кхенга и Танг Сенга (Khon Kheng & Tang Seng), будущий Патриарх школы освоил технику китайского бокса, ушу, тайчи и техники медитации и дыхания.

Далее У Таунг Дин продолжил свое обучение в Рангунском университете. Работал инструктором в боксерском клубе. Впоследствии стал чемпионом Бирмы по боксу.

Был первым председателем Федерации дзюдо в Бирме.

Постепенно начинал кристаллизоваться неповторимый, уникальный стиль, который впоследствии будет именоваться стилем У Таунг Дина.

Мастер после многих лет изучения автохтонных, бирманских боевых единоборств, а также древних индийских и китайских техник, пришел к выводу, что во многом данные системы не совсем отвечают реалиям дня сегодняшнего. Однако справедливо будет отметить, что, к чести патриотически настроенных бирманских властей и многочисленных энтузиастов боевых искусств, в Мьянме набирала силу новая волна возрождения традиционных воинских единоборств, причем по нескольким направлениям: и в форме показательно-театральной с обилием акробатических трюков и прочих фокусов, и в форме довольно сурового и жесткого летхвейна, напоминающего более раскрученный бренд «тайский бокс». Но, как говорят сами тайцы: «если хотите увидеть истинный Муай Тай, езжайте в соседнюю Бирму». Всему этому мы были свидетелями во время недавних поездок в Мьянму.


Учителя Мастера У Таунг Дина

Профессор Аритомо Мурашиге проводит тренировку с У Таунг Дином

Возвращаясь к У Таунг Дину в далекие послевоенные 50-е годы, мы понимаем, что построить эффективную, логичную (как ни парадоксально это звучит для боевых искусств), стройную боевую систему только на базе исконных бирманских подходов к ведению поединка довольно проблематично. Ведь решалась задача обучить навыкам ведения рукопашного боя и личный состав вооруженных сил, и полицейские подразделения, и войска специального назначения только что обретшей независимость от английских колонизаторов свободной Бирмы. Мастер У Таунг Дин обращается к опыту японских экспертов.

Мастер приступает к занятиям с легендарным Аритомо Мурашиге, который приехал в Бирму тренировать армию и полицию. По воспоминаниям У Таунг Дина, желающих поквитаться с японцем за годы военного присутствия милитаристской Японии в Бирме всегда было предостаточно. И здесь в полной мере проявлялись талант, выдержка и необычайные душевные качества У Таунг Дина как великого Мастера обходить и решать конфликтные ситуации. Ему даже было придумано прозвище «Миротворец». Своих друзей Мастер в обиду не давал. Правда, иногда не обходилось и без рукоприкладства.

Что касается Мурашиге, то это один из первых учеников Морихея Уэсибы, у которого он оказался по протекции и за счет средств Кодокана, школы дзюдо Дзигоро Кано. У О Сенсея Мурашиге изучал скорее не айкидо, а Дайто-рю айки-дзюцу, стиль легендарного «последнего самурая» Сокаку Такэды. А до этого, как уже говорилось, Мурашиге освоил дзюдо, искусство меча (школа Катори Синто-рю), карате и многое другое. Здесь хочется отвлечься и отметить благородные нравы в среде боевых искусств начала XX века в Японии, когда лучшие ученики — в данном случае ученик Дзигоро Кано — с легкостью может оказаться на стажировке у, казалось бы, конкурирующей школы Уэсибы, причем за счет первой, воинский дух и знания выше амбиций и меркантильных интересов. По воспоминаниям сына Уэсибы Киссумару, Мурашиге изучал все виды работы со всеми видами оружия и без оружия. И вот у такого эксперта Мастеру У Таунг Дину посчастливилось прозаниматься несколько лет. Дальнейшая судьба Мастера Аритомо Мурашиге сложилась трагически. После Бирмы он был направлен Уэсибой развивать айкидо и прочие боевые дисциплины в Бельгию, где в 1964 году погиб в автокатастрофе.

Мастер У Таунг Дин также несколько лет изучал уже классическое «послевоенное айкидо» у Профессора Сейго Ямагучи. Ямагучи многие годы вплоть до свой смерти в 1996 году являлся Главным инструктором в Додзё Хонбу (Штаб квартира Айкикай). Этим, думаю, все сказано.

Вполне закономерно, что после такой подготовки Мастер У Таунг Дин стал Главой новообразованного Мьянмарского филиала Айкикай, кстати первого за пределами Японии.

Мастер У Таунг Дин с учениками

Начался новый этап в жизни Патриарха и соответственно в жизни самой Школы. Мастер активно преподавал и в полиции, и в армейских подразделениях, а также вел светские группы, причем под открытым небом.

Хочется привести перевод некоторых выдержек из журнала «Black Belt» 60-х годов, из статьи «Самый большой татами в мире»:

Изобретательные бирманцы экспериментируют с воинскими искусствами, изменяют их, переклассифицируют и собирают вместе, пытаясь сформировать что-то новое, надеясь сделать это лучше.

Как говорит У Таунг Дин: «Все признают, что японские учителя не показывают широким массам всех секретов своего искусства, поэтому изучающим их приходится стараться усовершенствовать свои знания, вводя элементы своей собственной техники».

Интересно обратить внимание на то, что в этих группах людей обучают Айкидо и Карате в одно и то же время. Этот подход к искусствам эксперты из других стран могли бы счесть оскорбительным, но бирманцам такой подход кажется прекрасным.

Бирманский эксперимент:

Намеченный путь заключается в том, чтобы брать многие из элементов всех современных воинских искусств и объединять их с лучшими из переработанных искусств прошлого, это делается для того, чтобы создать современный бирманский стиль самозащиты.

(в Бирме система была в основном сформирована на основе Айкидо, но с щедрым добавлением Карате и Дзюдо).


Появление Школы в России и новый этап развития стиля

Само название школы — «ЧОЙ» — было предложено Германом Васильевичем Поповым в период основания им школы в России в 1971 году. Данное наименование закрепилось, устоялось, и среди экспертов и любителей восточных боевых единоборств наша школа во всем мире известна именно под названием «ЧОЙ». Эксперты из Японии признали стиль «Чой» одним из самых эффективных боевых систем в мире. Полицейские силы многих стран приняли на вооружение разработки специалистов Школы «Чой».

Спустя несколько лет, в 1976 году, отмечены первые контакты Школы с командованием ВДВ. Тогдашний командующий ВДВ — генерал-полковник Маргелов высоко оценил возможности Школы для подготовки бойцов ВДВ. В 1978 году — командующий ВДВ генерал-полковник Сухоруков Д.С. по приглашению Школы «Чой» возглавил Федерацию карате России, созданную школой «Чой» совместно с ГосКомСпортом.

1979 год — Школа «Чой» выступает непосредственным организатором Первого экспериментального турнира по рукопашному бою в г. Москве.

1980 год — Школа «Чой» участвует в организации и проведении 1-го Чемпионата ВДВ по рукопашному бою в г. Кишиневе. Был принят термин «рукопашный бой» вместо «контактное карате», а также Школой были разработаны правила соревнований и средства защиты.

Написано множество учебников и методических пособий как для внутреннего пользования сотрудниками МВД, так и для широкого круга читателей. Сняты фильмы, проведены семинары для милицейских и армейских структур. Ведутся регулярные занятия с офицерским составом в военных академиях им. М. Фрунзе и им. В. Ленина.

Мастер У Таунг Дин проводит занятия с Сагояном О.А. и Никишовым И.И.

1996 год — начало нового этапа в жизни Школы.

Ученики Г.В.Попова Сагоян О.А. и Никишов И.И. посетили Бирму и прошли курс обучения у самого Патриарха Мастера У Таунг Дина.

Как вспоминает Главный Инструктор Школы «ЧОИ» Никишов И.И.: «Уникальность Мастера состоит не только в воинских способностях, не только в создании уникального стиля. Он был суровым и нежным Мастером, прекрасным семьянином, лучшим гитаристом Рангуна. Помимо родного он владел английским, японским, китайским и индийским языками, был лекарем и костоправом.

У Таунг Дин излучал необыкновенную силу и любовь к ученикам. Играючи он подставлял один палец руки и его не могли столкнуть с места несколько человек, когда он сидел, ему в лоб упирались три, четыре человека — результат тот же.

Его перемещения и уходы с линии атаки, его блоки и удары были очень короткими и компактными и казались замедленными, но поразить его было невозможно.

Занятия проходили во дворе у Мастера и утром и днем, в темноте и в жару (около 50° С), в ливень и при большом количестве учеников — У Таунг Дин всегда был рядом.

Впервые увидев Мастера, казалось, что этот человек далек от боевых единоборств, но придя к нему на занятия следующим ранним утром (в 4-е часа) мы увидели совершенно другого человека. Мастер был стройным, мощным с пронзительным и добрым взглядом.

После многократных уточнений о том, что происходит с его школой в России и проверки технического уровня, начались адские и изнурительные тренировки.

Ощущая его взгляд, мы были уверены, что с нашим здоровьем ничего не случится. Теперь я понимаю, что овладеть мастерством можно только на грани «жизни» и «смерти» или тренингом по 25 часов в сутки.

Уроки Мастера проходили не только у него во дворе, но и у него дома, на улице во время прогулок и за столом кафе, в беседах и встречах с Мастерами из других стран, которые считали за честь посетить У Таунг Дина.

Манеры Мастера, его отношение к жизни, его взгляд на другие боевые искусства, к людям и ученикам, его «Дух» я пытаюсь передать моим последователям, хотя и прекрасно понимаю, что я всего лишь Никишов, а не У Таунг Дин. Главное честно, искренне передавать то, что получил от предыдущих Мастеров.

Его методика передачи знаний была уникальной. То он постоянно проверял состояние тела, то нажимал на множество точек на теле, то давал основные принципы и правила работы с телом и оружием, то проверял устойчивость в стойках и силу ударов и блоков, то мгновенное напряжение и расслабление, то тестировал на вхождение в «образ» и т.д.

Со своей систематизацией и универсальностью (т.е. соединением всех дисциплин на одной «Базе») школу Мастер У Таунг Дин называл самозащита, по-английски «Селфдефенс» /Selfdefence/, и с ней он знакомил и обучал лишь небольшой круг учеников. В более специфическом варианте Мастер обучал силовые структуры правительства.

К величайшему сожалению, Мастер У Таунг Дин рано ушел из жизни. Парадокс — человек, который очень много знал и умел, не лечил себя. Лечил всех, кроме себя. Очевидно традиции Востока. Но он жив среди нас, его учеников и последователей. Мысли о нем вдохновляют и в то же время ввергают в неописуемую горечь и тоску. За свою жизнь Мастер У Таунг Дин отдавший 61 год боевым единоборствам подготовил 103 Мастера (черных поясов).

Началась новая эпоха боевых искусств Мастера У Таунг Дина».

Величайшая заслуга патриарха У Таунг Дина состоит в том, что он объединил самые разные техники в единое целое. Таким образом, освоив базу Школы, которая состоит из многообразных и сложных перемещений, стоек, уходов, нанесения ударов, понимания принципов, совершенно свободно можно применять в боевой практике все техники на одной базе. Получается универсальный стиль.

Отдавая дань памяти Мастеру У Таунг Дину (ушедшему от нас 05.12.1996г.) — выдающемуся специалисту в области боевых искусств, признанного восточными мастерами основателя своего уникально стиля, из которого впоследствии и родилась школа «ЧОЙ» в России, на совете Мастеров Школы, ближайших учеников и соратником Мастера, в Бирме, было принято решение назвать Школу «Стилем Мастера У Таунг Дина» или в интернациональном написании «U Thaung Din style».


Школа ЧОЙ (Стиль Мастера У Таунг Дина) сегодня

После 1996 года посещение Штаб Квартиры Школы в Рангуне, становятся уже регулярными. Вслед за своим Учителем Никишовым И.И. в Бирму потянулись и его старшие ученики. Безусловно, Мастера У Таунг Дина никто не заменит, однако остались его соратники, друзья и ученики, и свои уникальные знания и филигранное мастерство пытаются передать своим русским последователям, а русских в Бирме очень любят и уважают.


У Таунг Дин с сыном

Хочется также упомянуть имена выдающихся бирманских Мастеров, у которых посчастливилось тренироваться:

У Кхин Хлейн — старейший ученик и соратник Патриарха. Носитель старинных шанских, японских, китайских и индийских техник. В свое время был дважды чемпионом Бирмы по дзюдо.

РоНи — «приемный сын» Патриарха, специалист в прикладных техниках. До недавнего времени преподавал боевые единоборства в российском посольстве в Бирме.

У Тин Тон — специалист по прикладным техникам использования различного оружия: меч, шест, тонфа, копье, нож и многое другое.

У Мья Сейн — специалист в области прикладных техник. Традиционно углублено преподает айкидо.


Мастер Никишов И.И. Черный пояс, грандмастер

В настоящее Главным Инструктором Школы является — Никишов Иван Иванович — носитель самых полных знаний стиля Мастера У Таунг Дина и знаний Школы «Чой», а также техник военно-прикладной и спортивной направленности Школы. Руководит подготовкой бойцов по традиционному направлению Школы, отвечающему Духу Мастера У Таунг Дина и Традициям Школы.


На берегу Индийского океана


Занятие на территории древнейшего буддийского монастыря

Техника Школы. Пример методологического подхода

В качестве иллюстрации Школы рассмотрим несколько примеров на одном из базовых движений бедер. Суть метода в освоении культуры движений, а не конкретных приемов. Культура движений в свою очередь нарабатывается в базовых движениях бедер, ног и рук. Их не так много, 12 — бедер, 12 — рук и 6 — ног. Далее уже накладываются конкретные «приемы» в зависимости от ситуации. Уникальность методики У Таунг Дина, а также его российских последователей во главе с мастером Никишовым И.И. как раз и состоит в том, что огромный кладезь самого различного технического арсенала (зачастую очень далеких друг от друга техник, как то индийская или японская) можно свести к единой универсальной базовой структуре. В настоящее время система находится в живом, творческом состоянии, где каждый, прочувствовавший ее, может внести свой вклад в ее развитие. По этой причине, полагаю, Школа становится все более и более популярной, и многие эксперты пророчат ей достойное будущее.

Для примера возьмем 4-е базовое движение бедер. Это довольно высокий уровень для начинающего.




Рассмотрим скорее спортивный аспект применения техники, хотя после небольшой модификации она легко может стать компактной, боевой и удобной для применения в любой ситуации. Это еще одно достоинство Школы. А также не стоит забывать и о существенном оздоровительном эффекте.

Цель данного описания не научить читателя, а дань некоторое представление о методическом подходе принятого в Школе Самооборона «Чой» стиль Мастера У Таунг Дина, поэтому подробности и нюансы в описании будут опущены.

Итак. Стоим в стойке ожидания. Ноги на ширине плеч. Небольшой шаг вперед правой ногой, левая нога заводится за правую с понижением центра тяжести тела. Колено левой ноги «ложится» в раздвоение икроножной двуглавой мышцы правой ноги. Поворачиваемся боком относительно предполагаемой линии атаки. Правая нога опорная, практически весь вес тела на правой ноге, левая нога — «хвост», стоит на носке, легко можно «играть» направлениями. Руки при этом синхронно двигаются в вертикальной плоскости. Раскрытой ладонью правой руки как бы наносим удар сверху вниз. Левая рука вверху, запястье подломлено. То же самое проделывается и с левой ноги. Важно в конечной позиции сохранять устойчивость, равновесие и виденье пространства вокруг.

После наработки удовлетворительного качества базы можно приступать к изучению спортивного и боевого аспектов движений.

Партнер атакует правой рукой с шагом вперед правой ногой. Смещение вперед и несколько в сторону с линии атаки левой ногой.




Выполняем «классическое» 4-е базовое движение бедер, только руки в данном случае удерживаем перед собой, защищая голову, корпус. Далее левая нога «откидывается» за атакующего и с переносом веса тела с правой ноги на левую, наносим удар правой рукой в голову атакующего.




Это так называемый уход наружу.

Теперь уход вовнутрь.

Партнер наносит боковой удар в голову правой ногой, маваси. На 4-м базовом движении бедер смещаемся вовнутрь, т.е. движение начинаем с правой ноги. Руки формируют жесткую конструкцию для сдерживания возможного удара.




Однако мы не задерживаемся в данной позиции, из позиции 4-го базового очень удобно перейти на разворот. Вращая корпус в направлении против часовой стрелки, и с переносом веса тела на левую ногу, на вращении наносим удар локтем левой руки, или, если дистанция увеличена, локоть разгибается, и мы «достаем» партнера.




На базовые движения «ложится» любая техника: освобождение от захватов, броски, защита против вооруженного противника, атакующие действия, ведение поединка с оружием и т.д. Более того, базовые движения легко и гармонично перетекают друг в друга, позволяя совершать наиболее эффективные и непредсказуемые действия.




Техника на базовых движения универсальна. Если у Вас, например, в руках палка, посох, черенок — неважно, а противник атакует ударом ножа сверху, также можно защищаться с применением 4-го базового движения бедер. На изображении № 6, защищающийся уходит с линии атаки на 4-м базовом, одновременно блокируя, перекрывая палкой и предплечьем левой руки возможные дальнейшие траектории движений вооруженной ножом правой руки атакующего. Далее при помощи палки осуществляем локтевой залом руки и переводим в фиксированное положение, удерживая противника, не давая ему возможности продолжать активные действия.




Закончить эту небольшую статью хотелось бы словами Патриарха Школы Мастера У Таунг Дина: «Все много хотят, много говорят, но мало делают» и «только усердные занятия сделают из вас мастеров», а также Мастер любил повторять «…что все занимающиеся боевыми единоборствами — братья».

Мобильная версия © 2008–2017 «Дух спорта» – Москва