Дух спорта
 



8 (495) 669-00-39
8 (800) 555-07-19
Часы работы:
с 06:00 до 22:00


«Дух спорта» рекомендует:

Гуща
Михаил Аркадьевич
тренер по йоге Участник научно-исследовательских экспедиций в страны Юго-Восточной и Центральной ...

Шендо
Леонид Владимирович
тренер по йоге, цигуну 1999-2000 гг., 2007 г. – обучение на индивидуальных занятиях йогой при ...

Дмитриева
Елена Владимировна
тренер по йоге Обучение на курсах по йоге «Академия Фитнеса» (г. Москва, 2008 г.); преподавательские ...

Кладова
Екатерина Владимировна
тренер по йоге Образование: Высшая школа психологии (институт), специальность – психология, ...

Зюльманова
Марина Викторовна
тренер по йоге Практикует йогу с 2004 года. Международные сертификаты The Special Yoga ...

Беляева
Наталья Юрьевна
йога, ЛФК, пилатес, стретчинг III ступень Чжунь Юань цигун (2007 г.). 3 место на 5 чемпионате России ...

Якубовская
Ольга Владимировна
тренер по йоге Диплом медсестры медицинского училища (1992 г.). Обучение: Курс йоги в ...

Литовченко
Александра Владимировна
тренер по йоге Сертифицированный инструктор йоги по стандартам USA Yoga Alliance (2009 ...



Библиотека «Дух спорта»Йога → Йога как она есть
Лучшие инструкторы по йоге

Логвинов
Игорь Александрович
тренер по йоге Практикует йогу с 1980 года. Образование: Институт Йога Гуру Ар Сантэма, ...

Бедина
Наталия Сергеевна
тренер по йоге Практикует хатха-йогу с 2009 года. Сертификат Федерации йоги России, инструктор ...

Пушкарева
Софья Сергеевна
тренер по йоге Образование: Ростовский государственный педагогический университет им. ...

Минакова
Анастасия Сергеевна
тренер по йоге Практикует йогу с 2009 года. Международный открытый йога университет, ...


Йога как она есть

Автор: Весельская Оксана Феликсовна.
Статья написана специально для сайта www.sportsp.ru

«Когда йог отстраняется от объекта своих чувств, звука, поверхностей, цвета, вкуса и запаха, он не стремится обладать или наслаждаться чем либо, и не связывает свою судьбу с иллюзорным миром, тогда он достигает вершины отречения. Только такая душа по праву считается истинным йогом» (Бхагавад-Гита гл. 6 ст. 4).

В настоящее время йога стала в Москве одним из самых модных занятий. Но далеко не каждый имеет исчерпывающее представление о том, что же это такое на самом деле.

Йогой занимаются для улучшения здоровья, исправления осанки, престижа и так далее, порой даже не догадываясь о том, что недооценивая её возможности и используя в примитивных целях, подобно первобытным людям, раскалывающим орехи золотым самородком.

Омоложение, гибкость, оздоровление, исцеление, долголетие, раскрытие интуиции, ясновидения, творческих способностей, а так же обретение мистических сил — это лишь побочный эффект от занятий йогой.

Сейчас вокруг темы о йоге много различных споров и разногласий.

Кто-то в своей практике опирается на классические Сутры Махариши Патанджали, кто-то предпочитает разнообразие других, не менее древних источников описания техник, а кто-то, придумывает свои собственные интерпретации, и даёт йоге всё новые и новые названия. К примеру, в честь себя, любимого (прим. имеется в виду одна из известных школ современной йоги в Москве).

Так было и будет всегда, пока человечество движимо умственным хаосом, алчностью, гордостью, и самообманом.

И как раз таки практика йоги служит тому, что бы освободив свою изначально чистую душу от мрака невежества, определить её истинный статус и направить энергию в единственно верном направлении — навстречу Абсолюту.

Одно из значений слова «йога» переводится с санскрита как «жертва», «посвящение» от слова «ягья» — «жертвоприношение».

То есть практикующий посвящает себя Абсолюту, жертвуя наслаждениями материального мира, ради восстановления связи со Всевышним.

Бескорыстие и жертвенность по отношению к Нему ведёт к преданности самому себе, что делает человека бесстрашным, умиротворённым, свободным от страданий этого мира и по-настоящему счастливым.

«Отказавшись от чувственных удовольствий, душа познаёт свою истинную суть и обретает умиротворение. Соприкоснувшись с вечным и бесконечным Сознанием, она испытывает неисчерпаемую радость» (Бхагавад-Гита, гл. 5. ст. 21).

Несмотря на множество известных древних трактатов о йоге, классиком и Патриархом практики йоги является величайший просветлённый своего времени, практик и учёный Махариши Патанджали. Чьи труды без сомнения остаются актуальными и авторитетными, среди разбирающихся в Веданте не только современников, но и мудрецов прошлого.

Йог Патанджали разделил практику самопознания на восемь составляющих, что в дальнейшем получило название «Аштанга йога» («восьмиступеньчатая»). Для понимания самой сути йоги приведём ниже её основные положения, данные Махариши на санскрите.

  1. Яма» — заповеди Вселенной. Законы поведения в социуме. Яма разделена на пять частей:
    1. «Ахимса» — ненасилие
    2. «Сатья» — правдивость и честность
    3. «Астейя» — не укради
    4. «Брахмачарья» — контроль над собой, сдержанность и половое воздержание
    5. «Апариграха» — бескорыстие, не стяжательство
  2. «Нияма» — самодисциплина.
    «Нияма разделена на пять частей» (Махариши Патанджали, Йога Сутры 2/32).
    1. «Сауча» — чистота
    2. «Сантоша» — удовлетворённость
    3. «Тапас» — строгость, аскетизм
    4. «Свадхъяйя» — самообучение, самоанализ
    5. «Ишвара Пранидхана» — вера в Бога
  3. «Асана» — поза. Патанджали учит тому, что поза должна быть устойчива и удобна. Это достигается расслаблением и сосредоточением.
    «Неподвижное и комфортное состояние физического тела называется асаной» (Махариши Патанджали, Йога Сутры 2/46 ).
  4. «Пранаяма» — контроль над дыханием.
    «Сваса (пурака) или вдох, прасваса (речака) или выдох и кумбхака или задержка на вдохе и/или на выдохе называется пранаямой» (Махариши Патанджали, Йога Сутры 2/49 ).
  5. «Пратьяхара» — контроль над чувствами (вкус, осязание, запах, зрение и слух), отвлечение органов чувств от объектов чувств. Полное сосредоточение на внутреннем.
    «Отвлечение органов чувств от всех мировых желаний и искушений, фиксация их на чистой природе ума (читта) и есть пратьяхара» (Махариши Патанджали, Йога Сутры 2/54).
    «Контроль над чувствами, которые по обыкновению направлены наружу и волевое направление их во внутрь себя называется пратьяхарой» (Махариши Яджнавалкья, Йога-Яджнавалкья 7/2).
  6. «Дхарана» — концентрация на объекте или на процессе практики.
    «Полное погружение ума в любые благоприятные мирские объекты, что помогает в концентрации и уменьшает отвлечение внимания; или погружение ума в Учителя (Гуру); или в ОМ и есть дхарана (Махариши Патанджали, Йога Сутры 3/1).
    «Когда достигнута пратьяхара — дхарана подразумевает концентрацию только на самости. В центре тела расположено сердце, в центре сердца — лотос, центр чистого сознания. Концентрация на нём и есть дхарана» (Махариши Яджнавалкья, Йога-Яджнавалкья 8/3 ).
  7. «Дхьяна» — медитация.
    «Непрерывный полёт сознания, нерушимый как поток масла, зафиксированный на внутреннем благоприятном объекте и есть дхьяна» (Махариши Патанджали, Йога Сутры 3/2).
    «Осознание Себя через концентрацию ума на Себе и есть — дхьяна. Для начала нужно концентрироваться на стабильной твёрдой форме. Это сагуна дхьяна — медитация на объект. Далее следует концентрироваться на отсутствии формы. Это ниргуна дхьяна — субъективная медитация». «Самадхи» или «Кайвалья» — соединение с вселенской энергией, с Высшей Реальностью.
    «Когда медитирующий, объект медитации и процесс медитации становятся едины и не могут быть отделены друг от друга — это состояние называется самадхи».

Эти основные положения в йоге призваны помочь любому человеку, желающему обрести совершенство, и можно, конечно же, до бесконечности спорить о правильности тех или иных практик, но все древние источники о йоге единогласно утверждают, что высшая цель йоги — наладить со своей стороны вечную связь с Всевышним Создателем, как бы это ни называлось или интерпретировалось в последствии.

«Созерцая себя в зеркале ясного разума, йог начинает созерцать Сверхсознание, что приводит его в состояние ещё большего восторга. На этом этапе йога созерцания переходит в йогу преданности.
На этом этапе йог объединяет своё сознание с Бесконечным Сознанием и способен воспринимать сознание всех живых существ. Он видит Высшее Сознание внутри каждого, и каждого внутри Высшего Сознания»
(Бхагавад–Гита гл. 6 ст. 28, 29).

Именно этой идее служат в действительности все йогические практики, очищая тело и сознание человека, делая его чувствительным к восприятию Высшей Истины.

Поэтому, йога начинается там, где заканчивается личный интерес к материальному миру, а до этого проходит лишь подготовительный или начальный этап саморазвития.

Для того, что бы стать йогом необходимо осознавать это и стремиться к высшей духовной цели — служению Абсолютной Истине.

Обычно, вначале человека привлекает какая-то выгода от занятий йогой, и это естественно для ума, окутанного иллюзорной энергией (Майей).

Но со временем, в процессе практики очищения сознания, при должном искреннем стремлении в поиске Истины, приходит духовное видение. Окружающий мир воспринимается объективно, появляется вкус к преданности Абсолюту, благодаря Его милости и личных с Ним глубоких внутренних взаимоотношений. Из этого вывод, что не достаточно лишь усилий адепта, необходима поддержка свыше, или того, у кого она уже есть.

Как же определить, кому довериться на пути совершенствования, какие критерии преподавателя йоги необходимо учитывать при выборе себе помощника?

Тот, кто берёт на себя ответственность вести людей за собой, не просто учит — он сам живёт йогой, а это значит, что естественным образом соблюдает все духовно — этические положения, предписанные йогам, не мороча голову студентам разговорами о том, что ему всё можно, поскольку он к этому «не привязан»

То есть преподаватель — это живой пример того, как мыслит, говорит и живёт духовная личность. Только так он может вдохновить и помочь прогрессировать ученику.

Его слова не расходятся с делом, он стремится следовать вышеуказанным предписаниям. Если даже он с виду заблуждается, Сам Абсолют сделает его слова истиной, которая незамедлительно свершится, потому что вся жизнь такой личности посвящена высшей цели.

У него нет своих собственных идей, желаний, интерпретаций, единственное, чем он движим — жаждой служить Абсолюту. Он всецело на связи с Божественным, и является чистым проводником Высшей Воли. А раз так, то он сам, постепенно очистившись от элементов иллюзорной материи, становится божественным.


С чего же практически начать занятия йогой?

Прежде всего, главное в любой практике — это постановка цели, искренность, сила вашего сознательного намерения и ответственность за свои поступки.

В процессе же самой практики важна вера в Учителя, терпение и постоянство.

Я подчёркиваю, что в любой практике эти качества являются стержнем, вокруг которого всё вращается, и чему в последствии будут подчинены все ваши действия, вся ваша жизнь.

Поэтому, прежде, чем начать путь к себе подлинному, необходимо твёрдо решить, для чего вам это, и далее быть готовым на всё ради достижения цели.

Тогда все остальные положения и понятия йоги станут служить вашей идее правильно.

Если йогой занимаются ради достижения материальных желаний, она, лишённая духовной энергии, превращается в физкультуру. Упражнения становятся йогой тогда, когда служат достижению духовных состояний, связывающих нашу душу с Сверхдушой.

Все методы в практической йоге являются лишь инструментом для достижения трансцендентных (духовных) состояний йоги, и практикуются они до определённого времени. Далее — сплошная божественная спонтанность, исходящее блаженство от которой вполне реально ощутить рядом с наделённой этим личностью.

Итак, оцените свои возможности на сегодняшний день, определите наивысшие цели и насколько это жизненно важно для вас.

Далее — обратитесь в недра своей интуиции за подсказкой, кому бы вы доверили себя, следуя практике йоги, ведь в одиночку не мудрено сбиться с пути.

Помните, что со стороны нас лучше видно бесстрастному взору истинного благожелателя.

И в заключение, хочется ответить ещё на один из распространённых вопросов об оплате преподавателю йоги словами из священных писаний, данными Шивой — Божественным образцом и Самим олицетворением практики йоги:

«О, йогин! Не получай наставление просто так. Обязательно плати за наставления учителю едой, одеждой, украшениями, деньгами, золотом, серебром и так далее. Если у тебя нет ничего, сделай что-либо полезное ему. Если же карма твоя не позволяет и этого, поднеси хотя бы горсть гнилых листьев. Это абсолютно необходимо для тебя. Твоя плата не должна быть маленькой, чтобы ты не раскаивался в жадности, но и не должна быть неприятно большой для тебя, чтобы ты не говорил себе: «О, как много я потратил!». Но для получения абсолютного знания ты должен заплатить абсолютной энергией, то есть, за передачу абсолютного знания, ты должен отдать Учителю все, что имеешь. И только лишь отдав все, получишь все. Всегда плати за знание. Тогда развяжешь свой кармический узел с тем, с кем его получаешь. Всегда плати за знания, и тогда создашь основание для своей хорошей кармы и никогда не будешь страдать от нищеты и бедности.

Никогда не подходи к Учителю с пустыми руками. Ведь ты Махараджа богатый, как Бог процветания. Как ты можешь утверждать, что ты нищий? Ты так долго повторял себе это, что поверил в это сам и пытаешься убедить других. Пока не сбросишь лохмотья с себя, не вспомнишь, что у тебя есть парчовые одеяния, пока не откажешься от бедности, не станешь богатым.

Одари учителя так, чтобы он был доволен. И тогда, без сомнения разбогатеешь сам» (Тантрананда).

Принимая оплату, наставник помогает избавиться своему студенту от плохой судьбы, а его духовная реализация и искреннее благословение является гарантией успеха на пути самосовершенствования ученика. Поэтому так необходимо заручиться поддержкой именно квалифицированного (не то же самое, что и сертифицированного) преподавателя, вся жизнь которого отражает высшие духовные принципы.

В каждом человеке заложено стремление к счастью, и нас от него отделяет тонкая грань неведения того, как это воплотить в жизнь.

Всего лишь один шаг навстречу к себе — и путь начат.

А если этот путь начат, то вы больше никогда не вернётесь к страданиям, потому что душа по природе своей просто обречена быть счастливой. По сути — душа уже счастлива, вечна и блаженна, осталось только дать ей шанс это ощутить...

Мобильная версия © 2008–2017 «Дух спорта» – Москва