Дух спорта
 



8 (495) 669-00-39
8 (800) 555-07-19
Часы работы:
с 08:00 до 22:00


«Дух спорта» рекомендует:

Дюпина
Людмила Геннадьевна
аэробика, бодифлекс, ЛФК, пилатес Руководитель балетной студии, студии танца ...

Лобанов
Виталий Викторович
тренер по ОФП, цигуну Занимается ушу и цигун с 1979 года. Окончил курсы по подготовке инструкторов ...

Панфёров
Виктор Никитович
ушу, ЛФК, тайцзицюань, цигун Занимается цигуном, тайцзицюань «Ян», багуачжан «Чэн» с 1999 года. Окончил ...

Норцев
Григорий Петрович
вин чун, самооборона, ушу, ОФП Победы на Кубках России (с 2008 г.) и Кубке Европы (2013 г.) по вин чун.  ...

Беляева
Наталья Юрьевна
йога, ЛФК, пилатес, стретчинг III ступень Чжунь Юань цигун (2007 г.). 3 место на 5 чемпионате России ...

Сизяев
Сергей Валерьевич
тренер по ушу, цигуну 1 дуань (черный пояс) по ушу (сертификат Федерации ушу России, 2010 г.), ...

Сафронова
Людмила Иосифовна
тренер по тайцзицюань, цигуну Первый взрослый разряд по дзюдо (1990 г.). Занимается тайцзицюань и цигун ...

Салимов
Эльдар Русланович
ушу, стретчинг, цигун Призер чемпионата Москвы по ушу (2016 г.). Занимается ушу с 2007 года.  ...



Библиотека «Дух спорта»Единоборства → Неизвестное тайцзи. Часть 2
Лучшие инструкторы по цигуну

Лобанов
Виталий Викторович
тренер по ОФП, цигуну Занимается ушу и цигун с 1979 года. Окончил курсы по подготовке инструкторов ...

Смирнова
Анастасия Юрьевна
тренер по тайцзицюань, цигуну Сертифицированный инструктор по даосским практикам по системе Мантэк Чиа ...

Юсупов
Айдар Ингельевич
бокс, кикбоксинг, тайский бокс, ЛФК Кандидат в мастера спорта по боксу (1990 ...

Беляева
Наталья Юрьевна
йога, ЛФК, пилатес, стретчинг III ступень Чжунь Юань цигун (2007 г.). 3 место на 5 чемпионате России ...


Неизвестное тайцзи. Часть 2

Автор: Зарецкий Станислав Иосифович.
Статья написана специально для сайта www.sportsp.ru

читать начало


Краткое пособие по цигуну и тайцзи-цюань. Исторический и метафизический обзор



Внутренние боевые искусства и цигун

История внутренних стилей

Цигун лежит в основе всей китайской культуры. Соответственно, и боевые искусства также используют цигун. Боевые искусства — ушу условно разделяются на внешние и внутренние. Считается, что внешние стили акцентируют внимание на физической силе, скорости и выносливости, а внутренние — на работе с ци. Однако с возрастом человек утрачивает свою силу, мышцы атрофируются, сухожилия усыхают, суставы теряют пластичность и подвижность, уменьшается объем легких. Поэтому с возрастом мастер внешнего стиля вынужден обратиться к цигуну, чтобы поддерживать себя в хорошей форме. С другой стороны, если в теле много ци, то тело как бы выгорает, усыхает. Ведь цигун запускает механизм алхимической трансформации, цель которой — бессмертие сознания, то есть бессмертие вне тела. Чтобы поддержать тело, мастер внутреннего стиля вынужден делать это за счет физической нагрузки. Таким образом, получается, что внешние и внутренние стили — суть две стороны одной медали.

Среди внутренних стилей наиболее известными являются тайцзи-цюань, багуачжан, синъи-цюань, мицзун-цюань (стиль потерянного следа) и их комбинации; дачен (или-цюань), люхэбафа-цюань. Комбинации или комбинированные стили представляют собой сочетание двух или трех основных внутренних стилей — тайцзи-цюань, багуачжан и синъи-цюань.

Считается, что исторически первым внутренним стилем был синъи-цюань. Его изобрел маршал (генерал) Юэ Фэй в VI веке н.э.

Юэ Фэй создал этот стиль для своих солдат как технику рукопашного боя. Стиль отличался крайней простотой и прямолинейностью, его можно было быстро изучить. Надо сказать, что Юэ Фэй подбирал себе самых высоких (не ниже 2 м) и сильных солдат. Поэтому его стиль имел успех.

Несмотря на внешнюю простоту синъи-цюань строился на внутренних принципах или внутренней работе — нэйгун. Эта внутренняя работа оказалась настолько сложной, что синъи-цюань считают самым эзотерическим стилем, то есть самым закрытым. Считается, что синъи-цюань рассматривает технику в соответствии с пятью первоэлементами. Соответственно, есть пять базовых шагов и пять базовых кулаков. К ним добавляется дополнительная техника — 10 или 12 кулаков животных. За основу берется «поза трех кругов» — саньтиши, которая является аналогом «Столба Тайцзи».

На начальных этапах практики ученики изучают позу трех кругов, которая имеет несколько уровней сложности, потом в течение нескольких месяцев изучают перемещения синъи. В основном это прямолинейное перемещение. Потом изучают пять базовых кулаков и 10-12 кулаков животных. Затем изучается парная работа аншеньпао — аналог туй-шоу в тайцзи-цюань (туй-шоу). В классике внутренние стили не работают с оружием. Однако как дань традиции в синъи стали использовать работу с прямым двуручным мечом, шестом, копьем и пикой.

Изучение любого внутреннего стиля начинается с изучения цигуна. Поэтому в синъи-цюань есть целый раздел — синъи-цигун, который тщательно изучается перед тем, как приступить к практике пяти кулаков.

Происхождение тайцзи-цюань более запутанно. Считается, что его изобрел даос Чжан Санфэн, который в XII веке жил в монастыре Шаолинь. Однажды Чжан Санфэн отдыхал на поляне и неожиданно увидел поединок между журавлем и змеей. Через несколько дней на том же месте даос увидел поединок между змеей и обезьяной. Он решил, что все это не просто так, и изобрел новое боевое искусство — тайцзи-цюань. Интересно, что некоторые движения напоминают об этой истории. Например, «белая змея в высокой траве», «подняться в гору и оттолкнуть разъяренную обезьяну», «дернуть воробья за хвост», «золотой петушок на одной ноге» и так далее.

Менее прозаичные люди связывают происхождение тайцзи-цюань с мастером Чен Ватином из клановой деревни Чень в середине XII столетия. Чен Ватин служил в императорской гвардии. На старости лет он удалился на покой в родную деревню, где и создал новый стиль на основе своего опыта и семейного стиля Чень. Стиль был достаточно жесткий и быстрый. Чень сочетал в стиле мягкость и жесткость. По сравнению с внешними стилями акцент ставился на использование внутренней энергии. Боец накапливал ци, а затем резко направлял ее в противника. В момент удара ци снова возвращалась в тело мастера, а не выходила наружу. Это называлось усилием цзинь или фа-цзинь. Как и во внешних стилях, было много прыжков и подсечек.

В дальнейшем стиль тайцзи-цюань Чень разделился на четыре основные ветви — стиль Ян, два стиля У и стиль Сунь. Стиль Чень также делится на большой, средний и малый стили.

Помимо этого, есть семейные стили тайцзи-цюань и даосский тайцзи-цюань.

Основатель стиля Ян — мастер Ян Лучань был приглашен в императорский дворец в качестве инструктора для императорской гвардии и преподавателя тайцзи для императора и членов его семьи с целью укрепления их здоровья и обретения долголетия. Мастер Ян не хотел выдавать всех секретов своего стиля. Также из боязни причинить вред членам императорской семьи мастер Ян сделал свой стиль плавным и неагрессивным. Он убрал прыжки и жесткие элементы. В дальнейшем сын Ян Лучаня — мастер Ян Чэнфу еще более сгладил стиль Ян, превратив его в медленный танец. Все боевые элементы были тщательно скрыты. Стиль Ян стал внешне напоминать медленный плавный танец. В дальнейшем при Мао Цзэдуне стиль Ян был включен в программу государственного искусства — ГО-Шу, переделанного в У-шу. И мало кто догадывался, что эти медленные движения лежат в основе самого изощренного и смертельного боевого искусства. Боевые аспекты тайцзи-цюань стали известны благодаря китайским даосам, которые сохранили все тонкости этого стиля.

Большой вклад в сохранение боевых аспектов тайцзи-цюань внесли мастера Сунь Лутан, У Таню, его ученик Ван Пэйшен и личный секретарь Ян Чэнфу мастер Чжэн Манцин.

Происхождение багучжан связывают с Дуй Хачуанем в XVIII столетии. После смерти мастера осталось десять учеников, которые распространили десять основных направлений багуачжан. Его отличает хождение по кругу с круговыми движениями всем телом и специфическими положениями ладоней в соответствии с восьмиграммой «Книги Перемен».

Считается, что все три стиля самостоятельны, так как построены на разных философских концепциях. Тайцзи-цюань основан на концепции двух противоположностей Инь и Ян — тайцзи, багуачжан — на восьмиграмме Багуа, синъи-цюань — на пяти первоэлементах У-Син.

Однако мастер Мантек Чиа, а также моя наставница по «толкающим рукам» и цигуну Катя считают, что все три стиля на самом деле являются одним единым стилем.


Основные принципы внутренних стилей

Тайцзи-цюань — квинтэссенция всех стилей ушу

Моя наставница по «толкающим рукам» Катя и учитель тайцзи-цюань Гена Пучкин дали следующее описание принципов тайцзи-цюань:

1. Все три стиля — синъи-цюань, багуачжан и тайцзи-цюань — суть один стиль. Поэтому изучать тайцзи-цюань лучше с синъи-цюань, затем изучить багуачжан, потом уже тайцзи-цюань.

2. Во внутренних стилях важны не упражнения, а принципы, на которых они строятся. Принципы тайцзи-цюань — «Столб Тайцзи» и «Сфера Тайцзи». Столб дает укоренение, а сфера — возможность для изменений.

3. Боевое применение тайцзи-цюань имеет несколько уровней:

А. Структура тайцзи. Начинается с изучения «Столба Тайцзи». Стопы параллельны, касаются друг друга внутренней поверхностью. Допустимо более широкое расположение стоп, но уже на ширине плеч. Вес равномерно распределяется на обе стопы так, чтобы кончики пяти пальцев ног упирались в пол; пятки, основание и внешний свод стоп также упираются в пол. Это называется правилом «золотых гвоздей». «Гвоздей» может быть три (правило трех «золотых гвоздей») и девять (правило девяти «золотых гвоздей»). Колени чуть согнуты так, чтобы линия колена проходила через вершину свода стопы. Тело слегка наклонено в пояснице вперед, плечи опущены, спина округлена. Колени повернуты так, словно они зажимают мяч. В результате создается легкое натяжение в паху. Подбородок слегка наклонен к груди, макушка тянется вверх, словно голова подвешена на веревке. В парной и боевой работе преобладает «стойка лука». Боец все время перекатывается с передней ноги на заднюю и обратно. Кисть связана со стопой и в работе никогда не выдвигается за пределы носка стопы. Кисть все время защищает голову. Локоть связан с коленом, никогда не выдвигается за колено и не поднимается выше подмышки. Локти всегда смотрят вниз за исключением некоторых технических действий. Они редко выходят за линию плеч. Локоть всегда ориентирован по средней линии тела и защищает солнечное сплетение. Плечо соединено с бедром и не работает отдельно от туловища. Плечо отстоит от тела так, чтобы в области подмышки мог поместиться теннисный мяч. Голова словно посажена на кол и движется вместе с телом. Поворачивается не голова, а все туловище, словно у человека нет шеи. В случае нападения противника при ударе и толчке, вес переносится в стопы, надо думать о стопах. Стопы — это «хвост дракона», на который он опирается, а ладонь — это «голова дракона». Иными словами — движение начинается от стоп, усиливается в пояснице и заканчивается в кончиках пальцев рук. При этом кисти расслаблены. Напряжение может быть только в кончиках пальцев. Вектор силы никогда не задерживается в коленях, а передается в стопы. Никогда не стоят на одной стопе, вес распределяется сразу на две стопы, стопы не отрываются от пола. Если вес находится на одной стопе, то такое положение называют «двойной вес», и это считается ошибкой. Однако если вес тела или давление со стороны противника распределяется на все тело, то тогда боец может стоять на одной ноге, и «двойного веса» не будет. Когда вес уходит только в стопы, то такое положение называют «тяжелые ноги». При этом верхняя половина тела, голова и руки «легкие», то есть расслаблены и подвижны. Расслабленной частью тела гораздо легче двигать, чем напряженной. Однако допустимо все «тяжелое» тело. В этом случае вес тела и давление противника распределяется по специальным векторам, которые условно можно назвать «пятилучевым растяжением». Вектор силы противника или вес тела распределяют в пяти направлениях:

  1. Позвоночник. Стопы утапливаются вниз, и таз тянется вниз, а макушка и шея тянутся вверх.
  2. Ноги. Стопы вдавливаются в землю, а поясница тянется вверх.
  3. Руки растягиваются в противоположных друг другу направлениях. Для усиления раздвигаются пальцы рук и ног, но напрягаются только кончики пальцев, а кисти (лучезапястные суставы) расслаблены. Напряженная кисть считается ошибкой.

Помимо этого, существует позиция «легкие ноги» и, соответственно, «легкие руки». В этом случае движение идет от кончиков пальцев рук к стопам. Стопа и кисть связаны между собой. При этом кисть должна быть максимально расслаблена.

Б. «Волна». Применение «волны» возможно только в позиции «легкие ноги». При этом ударные части тела подобны хлысту. «Волна» прокатывается от стопы к кисти и обратно. Принцип «волны» вырабатывается специальными круговыми движениями. Тело закручивается в круги и спирали. За основу берется специальный раздел йоги, который называется «Танец Шивы». Дело в том, что цигун и китайское ушу позаимствованы у индусов, и, по сути, в основе восточных единоборств лежит восьмиступенчатая йога, особенно хатха-йога. Следует сразу оговориться, что в Китае йога претерпела значительную трансформацию и сходна с йогой только базовыми принципами, которые учитывают анатомо-физиологические особенности человеческого организма. Что касается философских концепций, то они значительно отличаются — настолько, насколько отличается культура и история Индии и Китая. Базовым элементом «Танца Шивы» является движение, известное на Западе как «игра со стаканчиком». Это когда ладонью держат стакан с водой и, совершая спиралевидные движения вдоль тела вверх и вниз, стараются не опрокинуть стакан и не пролить воду. «Волна» может проходить по руке и ноге, по туловищу и всему телу. «Волну» или спирали можно разбивать по направлениям и создавать несколько спиралей. «Танец Шивы» применялся для подготовки кшатриев (воинов). На сегодняшний день считается, что йога предназначена для здоровья и духовного развития. На самом деле, есть боевая йога, и «Танец Шивы» является ее базовым элементом. Если закручивать спирали без контроля со стороны сознания, то они переходят в спонтанные движения. На основе спиралей создан «спонтанный цигун». Или бесструктурный цигун, когда человек создает в теле вибрационные волны, которые он не в состоянии контролировать. В Индии «спонтанный цигун» называют трансом. Транс возможен только в так называемом «измененном состоянии сознания» (ИСС). В состоянии ИСС человек может сам себя травмировать. Техника «волны» позволяет контролировать спонтанные движения и таким образом избежать травм. Сначала «волна» рождается в стопах или кончиков пальцев, потом она пропускается через тело, нигде не начинаясь. На этом уровне «волна» переходит в спонтанное движение, или транс. В состоянии транса и близком к нему у человека возникает ощущение легкости в теле и эйфория. Если эйфория возникает сама по себе, то это говорит о том, что практика успешна. Если человек стремится искусственно вызвать эйфорию или добиться ее тем или иным способом, то это считается ошибкой.

В. Обрушение структуры, или пустотность. Пустотность — самое тайное оружие мастеров тайцзи-цюань. О ней вообще не говорят. Смысл этой техники достаточно прост. Как бы человек не расслабился, на него давит его собственный вес, и стопы уравновешивают тело. Получается структура. «Столб Тайцзи» — это базовая структура. А если есть структура, то у нее есть «слепые окна», или слабые звенья, как опоры у моста. Например, возьмем бронированное стекло. В него стреляют, и пули отскакивают, но в этом стекле есть «слепые окна», или зоны. Если ударить кулаком в эту зону, то стекло расколется. То же самое и со «Столбом Тайцзи». В жесткой структуре есть слабые звенья, и если на них воздействовать, то структура обрушится и человек упадет. Когда бойцы тайцзи вступают в поединок, то они поражают «слепые окна» противника и защищают свои за счет постоянных изменений своего положения, то есть за счет движений тела. Но тело двигается не само по себе, а в зависимости от давления противника на него. Куда надавил противник — туда и движется тело, с учетом правила «считать до трех». Как обрушить структуру? Просто перестать держать свое тело. В этом случае человек начинает падать. Но при падении по телу прокатывают «волны» и спирали. За счет этих спиралей тело не падает, а взлетает, в результате перенаправляется вектор силы противника против него самого. Внешне мастер тайцзи неподвижен, но когда на него давит противник, то он вдруг отлетает на несколько метров, а мастер так же неподвижен. Обрушение структуры возможно по плоскости, по линии или вектору и в точке. Мастера тайцзи в совершенстве владеют обрушением структуры в точке.

Г. Бесконтактный бой. Мастера тайцзи считают, что движение рождается вне тела, поэтому когда противник начинает движение или движется по «волне», мастер вклинивается в эту «волну» и изменяет направление ее движения. Это достигается за счет сужения угла обзора противника. Противнику закрывают или сужают его поле зрения, что приводит к непроизвольным мышечным спазмам, которые тормозят начатое движение тела. Человек сбивается с ритма, и если он недостаточно скоординирован, то он просто падает. Если человек встанет на одну ногу и закроет глаза, то он тут же упадет; если он будет смотреть, то будет более устойчив. Именно на перекрытии поля зрения основан метод бесконтактного боя. Но это — только основы. Тем не менее, бесконтактно можно воздействовать только на человека, чей разум не замутнен, то есть его сознание ясное и чистое. Если сознание замутнено или погружено в какую-то идею, то бесконтакт может не сработать.

4. В основе боевой работы лежит парная работа — туй-шоу. Туй-шоу имеет четыре уровня: «толкающие руки», «рассеивающие руки», «липкие руки», «ядовитые руки». «Толкающие руки» учат правильно распределять вес тела и давление противника. «Рассеивающие руки» учат перенаправлять движение противника. «Липкие руки» учат уничтожать вектор силы противника, забирать его силу, точнее, импульс движения. Один известный мастер тайцзи демонстрировал следующее упражнение. Он помещал на ладонь воробья и раскрывал ладонь. Воробей пытался оттолкнуться от ладони, чтобы взлететь, но мастер поворачивал ладонь так, что толчок воробья гасился. «Ядовитые руки» — это искусство смертельного касания. По мнению мастеров тайцзи-цюань, убить человека можно, прикоснувшись к любой части его тела, так как все зависит не от точки или места контакта, а от нашего сознания и намерения. Опытные мастера точечной акупунктуры говорят, что точки и каналы возникают в тот момент, когда в тело входит акупунктурная игла. Мы убиваем не предметом или рукой, а своим намерением или мыслью.

5. Парная работа может быть упорядоченной, то есть производиться по заданным траекториям, а может быть произвольной и выглядеть как свободный поединок.

6. Тяжелые ноги — легкие руки.

7. Руки могут быть легкими, средними и тяжелыми.

8. Ноги могут быть легкими и тяжелыми.

9. Работая в форме, представляешь, что борешься с противником, работая с противником — представляешь, что работаешь один.

10. Атака и защита идут на среднюю линию тела. Атакуешь среднюю линию противника и защищаешь свою.

11. Относительно средней линии тела строится восемь направлений. Три из них основные — саггитальное (защитное), вертикальное (нападение), горизонтальное (универсальное — защита и нападение). Дополнительные направления: одноименная рука — нога (левая рука — левая нога, правая рука — правая нога, это принцип тайцзи-цюань семьи Чень), противоположная рука — нога (левая рука — правая нога, правая рука — левая нога, это принцип тайцзи-цюань стиль Ян), приседание вниз — подпрыгивание вверх, поворот вправо, поворот влево. В синъи-цюань преобладает вертикальный круг, круг нападения. Поэтому в синъи-цюань защитой является нападение и нападение защитой. В синъи только атакуют. Горизонтальный круг универсален, на него ориентируются в багуачжан. В багуа есть и нападение, и защита. Синъи-цюань работает только в ближнем бою, тайцзи-цюань и багуачжан работают на любой дистанции, но самое важное — сблизиться с противником. То есть боец никогда не отступает, а стремится войти во внутреннее пространство противника, то есть наступает.

12. В тайцзи-цюань нет нападения, поэтому саггитальная плоскость, или круг, является базовой.

13. Противник начинает движение первым, а заканчивает последним.

14. Нельзя свалить противника, который крепко стоит на ногах. Также по такому противнику бесполезно бить. Вначале нужно вывести его из равновесия и добивать, когда он падает.

15. Нужно уметь считать до трех. Раз — изменить направление движения противника или измениться самому. Два — вывести противника из равновесия. Можно вывести из физического равновесия, можно из психологического, можно из ментального. Три — завершающий удар. В тайцзи-цюань нет техники нападения, но если вступил в поединок, то он должен быть завершен. Жалости в бою быть не должно. Любого, даже поверженного противника, необходимо добить. Тот, кто жалеет противника, в итоге обречен на поражение. Боевое применение тайцзи-цюань смертоносно и не оставляет противнику никакого шанса. Поэтому мастера предпочитают парный поединок с легким выведением противника из равновесия без членовредительства.

16. Тайцзи-цюань практикуют до тех пор, пока не овладеют его принципами. После этого практика теряет смысл.

17. Когда встречаются два мастера, овладевшие принципами тайцзи-цюань, в бою, то исходом поединка является взаимное убийство. Поэтому мастера предпочитают не вступать в поединок.


Усилие цзинь — секретное оружие ушу

Усилие цзинь — секретная техника ушу. Она не поддается объяснению и трудна для понимания. Мастер Ян Цзюньмин в своей книге «Тайцзи — теория и боевая сила» пытается описать огромное количество техник усилия цзинь. Считается, что в тайцзи-цюань в основном работает «цзинь шелкового кокона» (по Чжоу Цзунхуа) и выброс силы — фа-цзинь (см. фильм Глеба Музрукова «Тайцзи — дыхание Вселенной»). Однако многие даже знающие люди делают ошибку, считая, что выброс силы приводит к выпусканию ци вовне, то есть из тела мастера. Секрет усилия цзинь во внутренних стилях в том, что ци никогда не выбрасывается из тела. Если ци выбрасывается наружу, то это будет цзинь внешнего стиля. Во внутренних стилях усилие цзинь замыкается по кругу, и ци не выбрасывается за пределы ударной части тела мастера. В первую очередь усилие цзинь связано с работой сознания мастера, помноженное на физическое и психологическое усилие. Но нужно всегда помнить одно — ни сила, ни энергия не выходят за пределы тела мастера, то есть, при ударе нет энергопотери и физических затрат. Энергопотеря и физические затраты будут только во внешнем стиле. Усилие цзинь работает за счет обрушения структуры и сухожильного напряжения, которое неподготовленный человек воспринимает как удар напряженной рукой, как во внешнем стиле. Но во внутреннем стиле самый сильный удар — это «пустой удар», который выполняется расслабленной частью тела. Чтобы понять, как формируется усилие цзинь во внутренних стилях, рассмотрим некоторые аспекты авторской системы «Цигун Живой Поток, игры с движением» мастера цигуна и тайцзи-цюань Ян Пучкина Г.А.


«Цигун Живой Поток» мастера Пучкина Г.А.

Теория и практика


Краткая биография Пучкина Г.А.

Геннадий Пучкин родился 9 августа 1963 года. По его словам, занимается единоборствами и цигуном около сорока лет. «Из них 36 лет занимался несерьезно» (шутка Гены Пучкина). Вначале он занимался каратэ. Однажды на улице ввязался в драку и сильно побил человека (тот попал в больницу). Это заставило Гену сильно задуматься и изменить жизненные приоритеты. Он перестал драться.

В начале 90-х, после распада СССР и открытия «железного занавеса» в Москву из Китая стали приезжать и проводить семинары очень известные мастера цигуна и внутренних стилей ушу: Сюи Минтан, Мантек Чиа, Лю Гуанлай, Чень Цзие, Чен Фансюн (живет в США), Чжоу И и многие другие. Образовалась группа единомышленников (около 50 человек), которые посещали все эти семинары. В эту группу входил и Гена Пучкин. Долгое время он занимается у Лю Гуанлая, изучал тайцзи-цюань, стиль Чень.

Гену очень интересовала китайская культура и внутренние стили ушу и цигун. Он стал изучать старый китайский язык, чтобы читать древние тексты в подлиннике. Занимался по учебнику, но на удивление очень быстро освоил древний китайский настолько, что стал свободно читать и переводить древние тексты.

Затем вместе с друзьями Гена поехал в Индию, где посетил ашрамы известных гуру и некоторое время жил там, обучаясь у них.

Какое-то время Пучкин преподавал в одном из московских парков тайцзи-цюань и считал традиционное китайское ушу самым лучшим и эффективным. Но судьба свела его с мастером славянских боевых искусств и народным целителем Евгением Багаевым. До этого Гена только смеялся над славянскими боевыми искусствами или так называемым «русским стилем» и в шутку называл систему Кадочникова «русским тайцзи». Однако встреча с Багаевым в корне изменила его мнение о славянских боевых искусствах.

Гена стал заниматься у Багаева и активно путешествовал по России. Особенно много он ездил на Север (на Белозеро) и в Сибирь. Там он познакомился с самобытными мастерами славянских боевых искусств. Все это вылилось в создание авторской системы «Цигун Живой Поток, игры с движением и сознанием».

Геннадий Пучкин — очень самобытный мастер и по своим возможностям ничем не уступает известным китайским мастерам тайцзи-цюань. Он способен проделать все, что демонстрировали и демонстрируют китайские мастера. Особенно сильно Гена увлекается техникой бесконтактного боя.

Надо сказать, что китайцы никому не раскрывают своих секретов. Но многие китайские мастера утверждают, что у славянских боевых искусств и китайского ушу единые корни, то есть это одна система. Благодаря такому подходу Гене удалось раскрыть многие секретные техники тайцзи-цюань. В итоге родился «Цигун Живой Поток».


Некоторые теоретические и практические аспекты «Живого Потока»

Имеется взаимосвязь между нашим мышлением и мышечным тонусом. Выражается она в мышечном напряжении и перенапряжении. Сознание (восприятие) человека сдвигается в одну точку, а остальное тело и окружающий мир человек не воспринимает. Отсюда все проблемы. Задача «Живого Потока» — убрать напряжение из тела и расширить сознание (восприятие).

Также наше сознание обычно концентрируется на передней поверхности тела, мало кто думает о спине, к примеру. Наше внимание и сознание обычно находятся впереди нас, то есть там, куда мы смотрим. Поэтому наиболее важно развить восприятие своей спины.

Для этого предлагается специфическая медитация

Представьте, что вы сидите в тюремной камере. Пол, потолок и четыре стены. Вы в каменной клетке. Но ту стену, что у вас за спиной, Вы не в состоянии увидеть. Представьте, что за вашей спиной нет стены, и вы смотрите на себя, сидящего в камере, со спины. Вы — вроде в камере и вроде бы нет. Тот, кто сидит — это марионетка, которую Высшее Сознание (Бог, Творец мировых религий) дергает за нити.

Обычно восточную философскую мысль представляют как систему кармы. Карма — колесо или ответственность за свои плохие и хорошие поступки. И поступать надо так, чтобы не нести ответственности за плохое и хорошее, либо делать только хорошее, чтобы накопить положительную карму.

«А вы представьте, что Бог — это Божественное Дитя, которое все время играет», — говорит Гена. Идет Игра, в которой Дитя что-то постигает и чему-то обучается. И с этой точки зрения приемлем любой опыт человека — и положительный, и отрицательный. Почему? Да потому, что Бог сам себя разделяет на Все и Всех и, по сути, играет Сам с Собой. «Самое смешное, — говорит Гена, — это когда ты сам себя убиваешь. Со стороны-то человека убивает кто-то. Но на самом деле и тот, кого убивают, и кто убивает, по сути — одно и то же Лицо». «Я играю сам с собой, создавая множество марионеток, которые суть — есть Мое проявление». «Сегодня Я играюсь в одни игрушки, завтра — в другие». Иными словами — ни к чему не привязываюсь.

Такое же отношение у Гены и к тайцзи-цюань. Вот человек 20 лет «катает» форму тайцзи. Он «тащится» от этого, так как при выполнении формы в коре головного мозга вырабатываются эндорфины и энкефалины — гормоны счастья. Потом человек приходит в буддийский или даосский храм (а настоящие мастера тайцзи и цигуна живут в основном в монастырях), чтобы учиться дальше, а учитель говорит: «Забудь о форме». — «Как же так? Я много лет ее «катал», она мне столько дала?» — «А теперь забудь обо всем».

Спрашивается, если надо сразу про все забыть, то зачем тратить двадцать лет на форму?

А у китайцев такой подход к практике ушу — человек должен показать свою самоотверженность, тогда ему можно кое-что приоткрыть, совсем немного. Плюс за двадцать лет тело учится правильно двигаться, то есть двигается на уровне безусловных рефлексов. Теперь надо «отключить ум», и все встанет на свои места. То есть расширить сознание или как бы «рассеять его вовне».


В качестве примера Гена предлагает выполнить такое упражнение

Один человек пытается пройти, а другой ему в этом препятствует, упираясь руками в грудь. И пока мы желаем пройти, у нас ничего не получается. Наш взгляд, наше внимание сфокусированы на руках того, кто нам мешает пройти. Но, если переключить внимание на верхний угол, потолок, люстру, стену за спиной противника, то мы с легкостью проходим через него (противника), и он уже не в состоянии нам помешать.

Второе упражнение

Вы упираетесь ладонью в грудь условного противника, но не оказываете давления. И просто смотрите на него, будто на противника. Через какое-то время он начинает падать на спину, хотя вы не давите на него.

«Весь секрет в расширении сферы сознания и сферы ваших ощущений», — говорит Пучкин.

Третье упражнение

Противник удерживает вас за кисти рук, вы расслабляетесь и опускаете кисти рук, спокойно выходя из захвата. Вы просто представляете, как ваши кисти выскальзывают в сторону больших пальцев рук противника. Чем более вы расслаблены, тем легче вы уходите из захвата. Когда вас кто-то схватил, вы начинаете активно вырываться, но если вы расслабитесь, то начнет работать Поток вашего сознания, а этот поток схватить нельзя. Поэтому вы с легкостью выскальзываете из любого захвата.

«Теперь об упражнениях, — говорит Гена. — Если вы делаете упражнение, то это просто физкультура, но вы не занимаетесь. Упражнение — это механика, механическое повторение. Когда вы занимаетесь, вы не повторяете своих движений, вы просто двигаетесь». Задача движения — максимально расширить сознание (восприятие) из точки в теле вне тела.

Как научиться расширять сознание? И нужно ли выполнять «формальные» упражнения и формы?


Медитация на расширение сознания в статике и динамике

Самым важным для расширения сознания является возможность или способность расширить сферу своих физических ощущений, так как они являются основой для более тонкого восприятия и осознания. То есть важно не упражнение или движение, которое вы выполняете, а сфера ваших ощущений, которая выстраивается из физических ощущений от ваших нервных окончаний (рецепторов) и ментальной и эмоциональной их оценки.

Иными словами, выполняя упражнение или движение, я изменяю свое восприятие или даю новую ментальную интерпретацию этим движениям, то есть начинаю воспринимать их экстраординарно. При этом такой подход может быть к самым обыденным действиям, которые я выполняю ежедневно. Таким образом, вся моя жизнь превращается в тренировку без тренировки или занятие без занятий, упражнение без упражнений.

Гена говорит: «Вначале ты занимаешься, а потом ты просто живешь. Живешь обыденной жизнью. И чтобы просто жить — тебе учитель не нужен. Ты приходишь к учителю в надежде, что он тебе что-то даст, а учитель — отберет у тебя последнее». Это Гена цитирует современного центрально-американского философа Цезаря, который время от времени приезжает в Москву на семинары по своей неординарной философии.

Что такое это «последнее»? Это то, за что цепляется наш ум, и то, что мешает нам увидеть вещи в ином свете. Мы цепляемся не за занятие и занимаемся не по системе, а занимаемся и цепляемся за свои представления об этой системе. Мы приходим и думаем, что учитель даст нам то, что мы хотим от него получить. А он просто лишает нас наших иллюзий о том, чему мы якобы занимаемся или хотим научиться.

Еще один афоризм от Гены Пучкина: «Голова нам только мешает. Было бы лучше совсем без головы». Получается, что все наши проблемы от ума. Если ум правит нами, то мы собой не управляем. Надо научиться править без ума. Ум — это тонкий инструмент самопознания, но мы не есть этот Ум, мы вне ума. Достаточно простая идея, но как трудно ее постигнуть.

Чтобы «выключить ум» и расширить сферу ощущений и, соответственно, сознание, надо научиться спонтанным движениям, которые будут убирать мышечные блоки и психоэмоциональное напряжение. Это и достигается за счет «Игр с движением».


«Игры с движением»

Практика начального уровня

Вы стоите прямо, ноги или чуть шире или чуть уже ширины плеч. Тело расслаблено, колени слегка согнуты, руки расслаблены вдоль плеч. Начинаем раскручивать себя по оси позвоночника вправо-влево. Руки, как плети, скользят вдоль тела. Затем увеличивается амплитуда поворотов за счет подключения стоп. Когда мы поворачиваемся влево, правая стопа поднимается на носке и поворачивается на нем влево, пятка выдвигается наружу вправо. Голова смотрит за спину влево на левый угол помещения, подбородок поднимается немного вверх, создавая легкое натяжение от пятки к правой боковой поверхности шеи (грудино-ключично-сосцевидная мышца). То же при повороте тела вправо. Затем подключаются руки, которые по широкой спирали поднимаются над головой. Вначале движения рук синхронны.

Затем вы повторяете то же самое, но акцентируете внимание только на правой руке, выключаете контроль над левой рукой. Потом переключаете внимание на левую руку, забывая о правой руке.

Еще одно ментальное представление от Гены Пучкина: «Ты можешь отождествить себя с каплей в океане, можешь с океанской волной, а можешь быть самим океаном».

Дальнейшее описание практики практически невозможно без подключения к работе наших ощущений. Воистину сказал Бодхидхарма: «Истина сокрыта вне письмен. В знаках и словах не передать Закон. К Сердцу обратись внутрь и вспять. Чтоб себя постигнув, Буддой стать».

Мобильная версия © 2008–2017 «Дух спорта» – Москва